9.2.1. Интернет-Магазин / Статьи / Статьи П.Б. Колесова

 

Вернуться к списку статей

Чем тренер и тренинг лучше книжки

Довольно часто случается, что на форумах по Эриксоновскому гипнозу или НЛП задаётся сакраментальные вопросы, которые звучат примерно так:
"–Я купил пять (шесть–семь– 10–15) книжек по Эриксоновскому Гипнозу (НЛП) и скачал из интернета (принесли друзья, переписал у приятеля и т.д. запись семинаров).
Смогу ли я научиться всему этому по той макулатуре и видеозаписям которые у меня есть?
Или придется таки бабло на тренинг тратить? "
Или говоря другими словами:
"Можно ли научиться Эриксоновскому Гипнозу (или НЛП) по книжкам и видеозаписям?"

Отвечу сразу:
–Если хотите научиться хоть насколько–нибудь – деньги за тренинг все-таки придется заплатить.

Тренер – это специалист по обучению.
Его задача не книжки пересказывать, а обучать.

И для того, чтобы тренинг был именно тренингом, а не пересказыванием книжки, в основе тренинга должна лежать Модель Навыка.

И в этой Модели Навыка ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть прописано:

1. какого ВАК–очевидного результата будет достигать человек, действующий по модели навыка. Это (1) элемент конфайнмент–модели.

2. На что ему надо будет обращать внимание в начале, по ходу и в конце действия по этой модели. Фильтры восприятия. Это (7) элемент конфайнмент–модели.

3. Какие убеждения/ценности/глюки в карте должны наличествовать, чтобы человек обращал внимание именно на то, что составляет суть и основу навыка. (8 ) элемент конфайнмент–модели.

4. что человек должен пронаблюдать снаружи(или ощутить внутри) чтобы начать действовать по Модели Навыка. (6) элемент конфайнмент–модели.

5. Каким правилам он должен следовать пока действует по модели навыка. (5) элемент конфайнмент–модели

6. Какие ТОТЕ–ы он должен выполнять пока действует по модели навыка. И это (2) элемент конфайнмент–модели.

7. каких промежуточных и процессуальных ВАКов он должен добиваться, пока действует по конфайнмент–модели. И это (3) элемент конфайнмент–модели.

8. За кого себя надо считать, чтобы заниматься этим регулярно – уровень идентичности. И это (4) элемент конфайнмент–модели.

9. какие должны быть побочные результаты от действия по модели. И это (9) элемент конфайнмент–модели.

И ВСЕ эти элементы должны быть ПОЛНОСТЬЮ расписаны до уровня ВАК–очевидности (кроме элементов (8 ) и (4)).
Только тогда можно говорить, что ЕСТЬ модель навыка и можно обучать по ней.

В книжках же из 9 элементов Модели Навыка описано в лучшем случае 2 – (8) элемент конфаймента – глюки о мире и убеждения, что в мире правильно и как надо думать, теоретическое знание.
И иногда (2) элемент – последовательность ТОТЕ–ов.
Как правило, БЕЗ (3) элемента – промежуточных и процессуальных результатов (ВАКов), которых надо добиться в ходе выполнения ТОТЕ.

Итого в наличии – из 9 необходимых элементов в книжках есть в лучшем случае 2.
Ну иногда пишется за кого себя надо считать – идентичность – (4) элемент конфайнмента.

Если же нет какого–то элемента в описании – тогда человек будет абстрактное знание, как нечто в принципе можно делать. А никак не собственный опыт.

Разница между Знанием и Навыком примерно такая же, как если бы вы взяли Правила Дорожного Движения и прочитали их – и это мертвые знания.
А вот если вы наняли инструктора, который будет обучать вас вождению – вот только тогда вы получите Навык и опыт, который потом сможете использовать.

На тренинге так же, в отличие от книжки, люди получают Собственный Опыт под руководством опытного тренера.

Если мы говорим о тренинге в исполнении профессионального тренера, то там людям встраивается все 9 элементов Модели Навыка, необходимых для того, чтобы навык заработал.

Именно этим тренинг и лучше любой, самой замечательной книжки. :)

© 2008 П.Б. Колесов, www.nlp–sibir.ru

Вернуться к списку статей